Большемурашкинский район

Месторасположение: правобережье реки Волги, юго-восточная часть Нижегородской области. Районный центр – рабочий поселок Большое Мурашкино.

Этот край имеет отношение к одной из самых трагичных и непонятных страниц в истории православной церкви - Расколу. Именно здесь на Большемурашкинской земле в селе Григорово в 1621 году родился пастырь древлеправославной церкви, борец за старую веру протопоп Аввакум. Невероятная внутренняя сила Аввакума, его вера в свои слова, мучения, сравнимые со страданиями первых христиан, будут волновать всех, кто читал «Житие протопопа Аввакума им самим написанное»», есть в этом произведении и такие строки «Рождение же мое в нижегороцких пределах…». Интересна и история этих «нижегороцких пределов».

До прихода русских эти земли были заселены мордвой-эрзя. Русскими эти земли стали в 14 веке. Значим для этих мест 1478 год, когда после бунта в Новгороде высылаются сюда новгородские ремесленники. Именно они и «подарили» этому краю кожевенное и меховое ремесло. Владельцами земель в 17 веке были представители знатного рода Морозовых. Странным совпадением, а может, и закономерностью кажется тот факт, что последней владелицей этих земель из Морозовых была Федосия Прокопьевна, та самая боярыня Морозова с одноименной картины Сурикова. Именно она осталась преданной своему учителю Аввакуму и, как и он, отдала жизнь за свою веру.

Памятник самому Аввакуму стоит на его родине в селе Григорово. Вся фигура Аввакума выражает стойкость и неземную волю всего старообрядчества. Памятник очень выразительный и неожиданный для обычного села, но Григорово село особенное для истории России и для истории русской литературы. Невероятно пронзительными кажутся слова на свитке в руках Аввакума: «…Простите мя грешного, и помолитеся о мне, и вас Бог простит и благословит…».

В селе Григорово сохранилась и церковь 18 века, освещенная во имя Иконы Казанской Божией Матери. Рядом стоит колокольня 20 века. А в доме культуры можно увидеть картину «Аввакум» художника А. Мальцева.

В этом же районе в селе Малое Мурашкино находится единоверческая церковь. (сторонники Единоверия признают Русскую Православную Церковь, но при этом сохраняют древние богослужебные традиции (двоепрестие, служба по старопечатным книгам и др.). Деревянная церковь в Малом Мурашкине, освященная в 1876 году во имя Покрова Пресвятой Богородицы, никогда не закрывалась.

Удивительный край этот Большемурашкинский район! Здесь можно вспомнить и историю православия, а можно вернуться в дохристианские времена. В селе Ивановском каждое третье воскресенье июня чествуют Ярило, языческого Бога солнца. В этот день разыгрывается представление, выступают фольклорные коллективы.

Странное сплетение судеб, исторических событий наделяют эту землю духовной силой, которая притягивает к себе всех, независимо от национальности и вероисповедания.
Сам районный центр, Большое Мурашкино, заслуживает отдельной прогулки. Сохранилась там и старая планировка села 19 века. Добротные каменные купеческие особняки напоминают о тех временах, когда о мурашкинских мехах знали в Лондоне, в Брюсселе и даже не в самом холодном городе Буэнос-Айресе. Что интересно, это производство исчезло только в 2005 году.

Да, уже нельзя купить мурашкинские меха, но дома, свидетели расцвета села, к счастью стоят. Особенно их много на улицах Свободы и Советской- это фейерверк архитектурных стилей для простого российского села: здесь и классицизм, и эклектика, и модерн, и ретроспективизм. В одном из таких купеческих особняков расположился историко-художественный музей. Экспозиция музея поражает своим разнообразием: тут и бивни мамонта («родные, мурашкинские!» — как говорит с гордостью директор музея С.Ф. Мартазова), и немецкая авиабомба, и интереснейшие образцы окраса мехов конца 19 века.

Удивляет и необычно богатая для районного центра коллекция живописи: в основном тут представлены работы горьковского художника Л.А. Хныгина, который был учеником непревзойденного мастера колорита Н.И. Фешина. Кроме того, в музее раз в 3 года проходят «Аввакумовские чтения», куда приезжают исследователи старообрядчества из разных городов России. Интерес к этой теме и к личности самого Аввакума удивляет своим географическим размахом: в 1994 году приезжала в Б. Мурашкино японская делегация во главе с японским профессором Хитоцубаси Б. Никамурой, который перевел «Житие протопопа Аввакума» на японский язык.

В самом Б. Мурашкине находится старообрядческая церковь белокриницкого согласия. Храм освящен во имя священномученика Аввакума.

Конечно, есть здесь и православный храм - Троицкая церковь 19 века. Кроме того, можно увидеть памятник федерального значения – сохранившаяся часть храма Спаса Преображения.
Да, странные встречи, совпадения происходили и происходят на таком небольшом кусочке Нижегородской области.

«На этой земле встретились три направления современного православия — православные храмы, старообрядческая церковь в Большом Мурашкине и единоверческий храм в Малом Мурашкине!» — говорит большой патриот своей земли директор музея С.Ф. Мартазова.

← Свернуть Выбор категории